COVID-19: больше проблем, чем возможностей

Резкое сокращение рейсов регулярных авиакомпаний в ответ на вспышку коронавируса COVID-19 и обеспокоенность рисками для общественного здоровья вызвали, начиная с конца января, значительный рост спроса на чартерные рейсы частных самолетов. Однако ограничения на поездки в некоторые страны и опасения, связанные с рисками для пассажиров и членов экипажа, означают, что у операторов была ограниченная возможность извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Некоторые компании испытывали трудности с получением запасных частей для самолетов. Операторы также осуществляют меры по защите пассажиров и членов экипажа, включая усиленные процедуры дезинфекции. В некоторых случаях летные отделы отменяют рейсы в ответ на запреты деловых поездок, наложенные их компаниями.

Первоначально рейсы из Китая пользовались наибольшим спросом. Однако, поскольку коронавирус распространился на другие страны Азии и за ее пределы, количество запросов на полеты во всем мире возросло.

Компания Avinode сообщила об увеличении количества запросов на вылет из Китая более чем на 150% по сравнению с тем же периодом в 2019 году. Она заявила, что наиболее значительный всплеск запросов произошел после 24 января после того, как китайское правительство запоздало признало, что вирус передается от человека к человеку и число подтвержденных случаев заражения в Китае превысило 1000 человек.

26 февраля WingX, который отслеживает рейсы бизнес-авиации, сообщил AIN, что в январе не наблюдалось каких-либо серьезных сдвигов в трафике из Китая, за исключением незначительного снижения в четвертом квартале 2019 года. Однако, компания зафиксировала «резкий рост» рейсов, прибывающих в Европу и Северную Америку из других частей света, и добавила, что данные за весь февраль, вероятно, предоставят более полную картину.

По словам Гарри Кларка, главы отдела анализа и аналитики Avinode, увеличение количества запросов на полеты из Китая поступало из всех регионов мира, но особенно по таким направлениям, как Израиль, Канада, Швейцария, Великобритания, Германия и Австралия. «Поскольку большинство рейсов, вылетающих из Китая, являются межконтинентальными, 88% запросов относятся к самолетам большой дальности», — сообщил он. «Из них, 50% самолетов – сверхдальние, 26% – тяжелые, 10% – VIP-лайнеры и 2% – авиалайнеры. Оставшиеся 12% делятся между самолетами суперсреднего и среднего размера, и только 1% запросов приходился на легкие самолеты. Наиболее популярные типы – Bombardier Global Express/XRS, Dassault Falcon 7X и Bombardier Challenger 604/605.

Читайте также  Владельцы Flexjet «прикупили» вертолетного оператора

К последней неделе февраля, когда Италия признала серьезную вспышку вируса на севере страны, спрос на рейсы изменился. Avinode сообщил, что на 26 февраля количество запросов на рейсы, вылетающие из Италии, более чем удвоилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Данные Avinode ясно показывают сильный всплеск запросов чартерные рейсы с конца января, когда масштабы эпидемии COVID-19 начали проясняться.

Азиатский чартерный брокер Apertus Aviation заявил, что спрос на авиарейсы из региона уже достаточно высок из-за Китайского Нового Года, и что он заметно увеличился после того, как стало более ясным влияние вспышки коронавируса. «Мы увидели всплеск запросов, но также было много проблем в организации рейсов из-за различных правил и ограничений», — сказал AIN директор компании Ринго Фан. «Было много ограничений для владельцев самолетов и членов экипажей, и это повлияло на доступность».

Ринго Фан также сказал, что теперь Apertus гарантирует, что самолеты, которые он заказывает, имеют боксы с масками и спиртом для дезинфекции поверхностей. «Если эпидемия COVID-19 будет продолжаться еще четыре или пять месяцев, это может оказать очень серьезное влияние на бизнес, особенно на фоне убытков на фондовом рынке и проблем, с которыми сталкиваются иностранные компании, ведущие бизнес в Китае», — заключил он.

Опасения по поводу карантина для летных экипажей заставляли операторов неохотно выполнять некоторые запросы на полеты. Фан сказал, что многие запросы поступили от китайских клиентов, которые находились за пределами страны в таких местах, как Австралия, поскольку вспышка обострилась, и что в некоторых случаях они хотели переместиться в другое место, чтобы задержать возвращение в Китай. Запреты на поездки, наложенные такими странами, как Сингапур, усложнили эту ситуацию.

Британский чартерный брокер Hunt & Palmer указал, что до настоящего времени спрос на рейсы из Европы, США и Ближнего Востока практически не увеличивался. Исполнительный менеджер по авиации Джули Блэк сообщила AIN, что офис компании в Гонконге направил запросы на полеты из Китая, но их было невозможно организовать из-за правительственных ограничений.

Тем не менее, Блэк, которая также является заместителем председателя Air Charter Association, добавила, что сложная и быстро меняющаяся реакция на COVID-19 вызывает осложнения для поездок в другие места. Она предсказала, что это может быть признаком дальнейших осложнений для деловой авиации.

Читайте также  Будет ли высокий осенний сезон?

Например, Hunt & Palmer заказал рейс для двух пассажиров, путешествующих из Канады в США, где они ранее были. Одним из них был гражданин США, который был в Китае и Сингапуре менее двух недель назад. Потребовалось более двух часов обсуждений между таможенными служащими США и Канады, чтобы получить разрешение для этого пассажира на посадку в самолет, хотя его поездка началась в США.

Альберт Браха из американского чартерного брокера Apollo Jets сообщил AIN, что он увидел «определенный скачок спроса на 10%» на внутренние и международные рейсы. По его мнению, это отчасти связано с опасениями по поводу мнимого риска полетов на рейсах авиакомпаний, и добавил, что многие из тех, кто делает запросы, являются совершенно новыми клиентами рынка частных чартеров. Тем не менее, он подтвердил, что экипаж экипаж и самолет для некоторых рейсов было трудно найти.

Платформа бронирования рейсов PrivateFly сообщила о росте спроса на чартеры с уведомлением за короткий срок, что непосредственно связано со вспышкой COVID-19. Некоторые из них были связаны с потенциальными клиентами, желающими эвакуировать группы людей. Компания заявила, что запросы поступали от клиентов, которые ранее летали только авиакомпаниями, включая команду дезактивации, которой нужно передвигаться по Азии, и семью из Гонконга, желающую вылететь на индонезийский курорт Бали.

«Но очевидно, что любой краткосрочный выигрыш уравновешивается долгосрочными проблемами и вызовами, включая воздействие на экономику», — сказал AIN генеральный директор PrivateFly Адам Твиделл. «Даже сейчас, когда мы наблюдаем краткосрочный дополнительный спрос, другие клиенты меняют или отменяют планы своих поездок. И очевидно, что оперативная логистика полетов в Китай или из Китая, а также между странами, в настоящее время очень сложна, при этом низкая доступность самолетов и экипажей затрудняет выполнение запросов. Это нестабильная ситуация, за которой мы внимательно следим».

Чартерный оператор Luxaviation заявил, что выполняет правительственные руководящие документы для защиты своего персонала от вирусной инфекции. В первую очередь это подразумевает четкое представление о том, посещали ли пассажиры какие-либо районы с зарегистрированными случаями COVID-19 или имеют ли они симптомы заражения.

Читайте также  Воздействие COVID-19 накапливается

«Согласованный протокол гласит, если член нашего экипажа подозревает, что кто-то на его самолете болен, капитан обязан сообщить об этом случае органу управления воздушным движением», — пояснил управляющий директор Luxaviation UK Джордж Галанопулос. «Мы также сообщим в пункте назначения, что местные органы здравоохранения могут потребовать особых процедур очистки и дезинфекции. В некоторых аэропортах теперь требуется автоматическое оповещение о наличии или отсутствии каких-либо подозрительных случаев перед посадкой, для рейсов или стыковки пассажиров из Китая».

Группа летной поддержки Shepherd Aero заявила, что сталкивается с множеством сложностей, пытаясь удовлетворить потребности своих клиентов, и что в некоторых случаях поездки отменяются. Например, зарегистрированный в Китае HondaJet должен был прилететь в Ухань (где впервые обнаружен вирус), но в настоящее время самолет застрял в США. Другой транзитный рейс, связанный с посадкой для дозаправки в Микронезии, был прерван после того, как местные чиновники настояли, чтобы экипаж сначала сделал 14-дневную карантинную остановку на Гуаме.

Дэвид Диксон, президент компании Jetcraft Asia, отметил, что полное воздействие COVID-19 уже сейчас видится более масштабным, чем воздействие эпидемии вируса SARS (атипичная пневмония) в 2002 и 2003 годах. Он объяснил, что это в основном связано с гораздо более прочными связями между Китаем и остальной мировой экономикой, что означает большее влияние с точки зрения нарушения деловых и личных планов поездок, а также проблем с глобальной цепочкой поставок для многих отраслей, включая авиацию.

«Если SARS – это показатель воздействия на продажи деловых самолетов, то, по моему опыту, некоторые покупатели не были убеждены в том, что им нужен или что они хотят частный самолет, пока угроза здоровью не изменила это убеждение», — сказал Диксон. «Я продал несколько бортов из-за этой проблемы. В этом смысле не все так плохо».

Европейская ассоциация деловой авиации и Национальная ассоциация деловой авиации США опубликовали руководство (EBAA, NBAA) о том, как компании должны реагировать на вспышку COVID-19.