«Larchenkov.ru» — как меняются требования и подходы к управлению безопасностью полетов

Авиационная отрасль динамична и характеризуется постоянным развитием систем менеджмента, совершенствованием и цифровизацией производственных процессов, внедрением инновационных решений в повседневную деятельность авиапредприятий. Так, в течение последних нескольких лет Международная организация гражданской авиации (ICAO) самым серьезным образом изменила свои требования к принципам управления безопасностью полетов.

Руководитель проекта «Larchenkov.ru» Юрий Ларченков:

«Текущая позиция ICAO заключается в том, что авиационные организации уже освоили применявшиеся в прошлом принципы управления безопасностью полетов, и для дальнейшего развития в этой области требуется применение новых, современных подходов.

С этой целью были изменены требования практически ко всем элементам систем управления безопасностью полетов и принципам интеграции с системами менеджмента качества.

Так, в частности, были обновлены требования к содержанию Политики в области безопасности полетов, расширены подходы к формированию целей и показателей безопасности, дополнена область применения Emergency Response Plan (ERP), внесены изменения в систему управления рисками. Отдельного внимания заслуживают новые требования ICAO к содержанию и структуре основополагающего документа СУБП – Руководству по управлению безопасностью полетов авиационных организаций.

Революционным решением стало изменение методик выявления опасных факторов и отказом от «прогнозного метода» их выявления в пользу развития «проактивных» подходов и концепции «принятия решений, основанных на данных». Разработаны новые требования к процессам управления рисками, к содержанию реестров опасных факторов; группой CICTT (CAST/ICAO) определена классификация опасных факторов по основным направлениям.

Также, значительным изменениям подверглись и требования к роли, обязанностям и ответственности руководителей авиационных организаций, работникам, ответственным за обеспечение безопасности полетов, к содержанию их подготовки. Введены новые требования в области обучения, нормированы специальные требования по подготовке в области безопасности полетов для руководителей авиапредприятий и их заместителей.

Важные изменения коснулись всей системы управления в целом, что требует от авиакомпаний и аэропортов их детальной проработки и модернизации своих СУБП. При этом, дополнительную сложность, на наш взгляд, создает то, что суть изменений и дополнений «скрыта» в объемных текстах документации ICAO, а их поиск и анализ на уровне исполнителей зачастую превращается в игру «найди десять отличий» с не всегда предсказуемым результатом.

Читайте также  Aim of Emperor: всемирный локдаун не остановил желание пассажиров летать

В рамках проекта «Larchenkov.ru» мы тщательно и скрупулезно проанализировали и сравнили новые требования ICAO с аналогичными, действующими ранее, сформировав уникальный обучающий продукт – программы подготовки «Управление безопасностью полетов». Программы подготовки разработаны с учетом каждой категории целевой аудитории и включают в себя все аспекты, связанные с управлением безопасностью полетов для каждой из групп (высшее руководство, эксплуатационный персонал, административные работники).

В числе наших плюсов можно отметить гибкий и дифференцированный подход к организации и проведению занятий. Если для офисных работников достаточно проведения обзорных семинаров по СУБП, то для руководителей среднего и высшего звена – данная программа более подробна и насыщена деталями.

Для работников, ответственных за функционирование СУБП (заместители Генерального директора по безопасности полетов, работники инспекций по БП) мы предлагаем наиболее «глубокий» курс обучения. При этом, нашим конкурентным преимуществом является обучение данной категории работников по индивидуальному графику в зависимости от их текущей загруженности. Применение данной модели обучения позволяет нашим слушателям наиболее качественно усваивать материал, останавливаясь и уточняя детали непосредственно в ходе проведения занятий без ограничения по времени, как это часто бывает при проведении обучения в больших группах.

Другим важным аспектом является то, что мы не оставляем наших слушателей без поддержки и после прохождения курса. В рамках нашей корпоративной программы «Нелишние руки» мы оказываем помощь в практическом внедрении изменений и нововведений в функционирующие системы управления безопасностью полетов, консультируем в тех объемах, которые необходимы для «перенастройки» СУБП под новые требования.

Внедрение системы непрерывной подготовки, адаптация новых работников, организация занятий в рамках подготовки авиакомпаний и аэропортов к работе в ОЗП/ВЛП – все эти вопросы также лежат в орбите наших компетенций.

Читайте также  Авиакомпания «Аэрофлот» 25 февраля отменяет рейсы

Могу с гордостью отметить, что у нас получился проработанный, высококлассный продукт и в наших силах обеспечить качественную и грамотную подготовку персонала авиационных организаций по одному из самых важных направлений – управлению безопасностью полетов».